Если Вы - велосипедист со стажем и без труда можете определить велосипед по ширине его покрышек или, на худой конец, геометрии, эта статья, пожалуй, не будет для Вас очень полезной. Однако, если выбор велосипеда Вам в новинку и Вас немного смущает их огромный ассортимент (на нашем сайте, к примеру, представлено более 15 различных типов и более двух тысяч моделей), то Вы попали на нужную страницу.
Сразу оговоримся, что в этом материале не будут рассматриваться узкоспециализированные варианты вроде спортивных шоссейников или прыжковых ВМХ (однако это не значит, что им не будет уделено должное внимание в других статьях). Здесь же мы сосредоточимся на трех типах велосипедов, которые в глазах неопытного велолюбителя могут выглядеть подозрительно схоже. Речь пойдет о горных, кроссовых и туристических велосипедах, визуально похожих между собой, однако предназначенных для совершенно различных целей.
Прежде, чем переходить к нюансам и тонким материям, составляющим разницу между этими двухколесными средствами передвижения, определимся с их назначением, ведь именно этот параметр по праву можно считать самым главным при выборе.
Тип велосипеда | Назначение |
---|---|
Горный | Активное катание по сильно пересеченной местности, начиная от незначительных неровностей, заканчивая самыми настоящими горными склонами (возможности зависят от модели и ее комплектации) |
Кроссовый | Скоростное катание по ровным дорогам и дорогам со средним качеством покрытия. С пересеченной местностью такой велосипед справляется, однако возможностей у него в этом отношении меньше чем у горного. |
Туристический | Комфортное преодоление больших дистанций по сравнительно ровным дорогам с возможностью транспортировки вещей. |
Впрочем, не спешите делать поспешные выводы - в таблице представлены данные скорее общего, базового характера. Тот факт, что горный велосипед предназначен для катания по сильно пересеченной местности, совершенно не говорит о том, что Вы не сможете кататься на нем по городу. Вы сможете!
Но при этом придется учитывать некоторые нюансы вроде чуть большего веса, однако более качественной амортизации, большей выносливости; чуть более сложного набора скорости и ее сохранения и так далее. Горные велосипеды - настоящие короли бездорожья, однако и для ровных дорог они, конечно, вполне подходят. К слову, хорошему горному велосипеду и прыжки через бордюры не страшны.
Если же сравнивать его с кроссовым, последний будет быстрее и чуть проворнее, однако со сложными рельефами и серьезными препятствиями будет справляться все же хуже. Причины этому будут более подробно описаны чуть позже.
В принципе, даже на этом этапе можно определить, подходит ли тот или иной тип для Ваших нужд, однако, если Вы хотите разобраться в нюансах, нижеследующая информация написана специально для Вас.
Горный велосипед | Кроссовый велосипед | Туристический велосипед |
---|---|---|
Преимущественно алюминиевая, часто стальная. На моделях премиум-класса встречается карбоновая. Женские модели выделяются, однако по геометрии не очень значительно отличаются от мужских. | В 95% случаев рама выполнена из алюминия, по геометрии ближе к горному велосипеду, однако имеет черты шоссейного. Женские модели, как правило, не выделяются. Модели унисекс не очень значительно отличаются от мужских. | Преимущественно алюминиевая, реже - стальная, по геометрии ближе к шоссейному велосипеду. Геометрия женских моделей существенно отличается от мужских (рама максимально опущена). Модели унисекс не очень значительно отличаются от мужских. |
Для кроссовых и туристических велосипедов принципиальное значение имеет их вес, поскольку в первом случае от него будет зависеть набор скорости велосипедом, а во втором - комфорт во время длительных перемещений (в случае наличия более-менее увесистого багажа вес велосипеда имеет значение, поскольку определяет количество усилий, необходимых для передвижения). Именно поэтому при производстве велосипедов этого типа в большинстве случаев используется более легкий алюминий.
Что же касается горных велосипедов, - их основная задача - быть надежными и выносливыми. Именно поэтому рама, как правило, имеет чуть больший вес и часто выполняется из высокопрочной стали, которая к тому же способствует погашению вибрации.
Тип велосипеда | Вид амортизации |
---|---|
Горный | как хардтейл, так и двухподвес |
Кроссовый | хардтейл, очень редко без амортизации |
Туристический | хардтейл, реже - без амортизации |
Прежде, чем вдаваться в тонкости, разберемся в главном: разнице между хардтейлом и двухподвесом. В первом случае велосипед будет оснащаться только амортизационной вилкой (спереди), во втором амортизация будет двухсторонней (и спереди, и сзади) - это прибавит велосипеду веса, но увеличит комфорт его использования в условиях сложного рельефа.
Тип велосипеда | Ход вилки |
---|---|
Горный | до 200 мм |
Кроссовый | до 100 мм |
Туристический | до 100 мм |
Под ходом вилки следует понимать непосредственно ее амортизационную способность.
Для горных велосипедов этот параметр принципиально важен, чем и обусловлен такой большой ход вилки (в случае с двухподвесом амортизация и вовсе максимальна).
Для кроссовых велосипедов этот параметр так же важен, однако их назначение - это катание по ровным дорогам и рельефам средней сложности. Именно поэтому ход вилки в их случае меньший - до 100 мм.
Задача туристического велосипеда - комфортное преодоление больших дистанций по преимущественно ровным дорогам. Впрочем, это не значит, что в условиях пересеченной местности велосипед просто встанет или тут же начнет ломаться. Чаще всего они так же оснащаются амортизационными вилками с ходом до 100 мм, однако среди туристических моделей нередко можно встретить и варианты с жесткими вилками, которые, конечно, лучше использовать для катания по ровным покрытиям, избегая неровностей.
Тип велосипеда | Диаметр | Покрышка |
---|---|---|
Горный | 26; 27,5; 29 | Широкая, с мощным протектором для лучшего сцепления с землей, большей амортизации и устойчивости велосипеда |
Кроссовый | 28 | Чаще всего более узкая, со средним протектором |
Туристический | 26; 28 | Зачастую имеет наименьшую ширину и наименее выраженные протекторы, но не гладкая (в отличие от типичной шоссейной) |
В этом отношении все довольно очевидно, однако, дабы не упустить ни одной детали, все же рассмотрим этот вопрос более подробно. Чем большим будет диаметр колеса и шире покрышка (которая в свою очередь, конечно, зависит от обода), тем большей устойчивостью и лучшим сцеплением с поверхностью будет обладать велосипед, однако чем меньшей будет ширина, тем лучше будет велосипед разгоняться и тем большей будет его маневренность.
То же самое касается и рельефа протекторов: для горных велосипедов наиболее принципиально хорошее сцепление с поверхностью, поэтому именно они оснащаются покрышками с наиболее выраженным протектором. В случае кроссовых и туристических велосипедов в приоритете скорее скорость и маневренность - поэтому обода и покрышки более узкие, а протектор менее выражен, ведь условия эксплуатации велосипедов в этом случае менее сложные.
Еще одной отличительной чертой между горными, кроссовыми и туристическими велосипедами является их дополнительная комплектация. В случае последних она довольно существенна и имеет довольно большое значение, в то время как в случае горных и кроссовых моделей отсутствует вовсе.
Если говорить конкретно, почти все туристические велосипеды оборудованы крыльями, предохраняющими велосипедиста и тормозную систему (в случае ободного ее типа) от водяных брызг и налипания грязи во время катания в непогоду. Так же, сложно назвать редкой комплектацию туристических велосипедов багажниками, что объясняется их непосредственным назначением. Наличие этой дополнительной опции избавляет велосипедиста от необходимости везти весь багаж в рюкзаке за плечами, что немаловажно в случае длительных путешествий.
Горный
Да, если в планах не только неспешное катание по ровным городским дорогам, но и активное преодоления бездорожья и всяческих препятствий большей или меньшей степени выраженности. Если Вы любите экстремальные виды спорта и любите бросать вызов самому себе, хороший горный велосипед станет для Вас идеальным вариантом.
Кроссовый
Да, если Вы любите скорость и не против время от времени сворачивать с городского асфальта на менее ровные дороги. У Вас нет потребности в прыжках и преодолении серьезного бездорожья, но качественная амортизация и комфорт во время катания для Вас очень важны.
Туристический
Да, если Ваша цель - велопутешествия на длинные дистанции и Вам необходим велосипед, отлично справляющийся с подъемами и спусками, способный развивать большую скорость и подходящий для перевоза не очень объемного багажа. Если Вы планируете кататься очень много, но преимущественно по ровным дорогам, лучшим вариантом будет именно туристический велосипед.